Как воспитать читателя?

Как воспитать читателя?

Вопрос «Как воспитать читателя»? волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Недавно наткнулась на огромный материал, опубликованный в The New York Times на тему «Как воспитать читателя».
Он переведён и выложен в открытом доступе.

Я отобрала самые интересные моменты из этой статьи.
Предлагаю их к прочтению.

Рассказывает автор Ненси Лоррик.
5000 наклеек на бамперах ездят по шоссе штата Айдахо с надписью: “Читайте своим детям по 15 минут в день”.
В эфире Айдахо радио и телеведущие неоднократно спрашивают: “Читали ли вы своему ребёнку сегодня?”

Однажды после службы государственный инспектор школ Рой Труби зашёл с сыном в супермаркет.
“Когда проходили через кассу, — вспоминал доктор Труби, — кассирша спросила Марка: «Твой папа читал тебе сегодня?»
Я этого не делал, но знал, что кампания работает.
Могу сказать, что после этого напоминания мы с женой читали нашим детям.”
В Департаменте образования штата, — продолжал доктор Труби, — считаем это значительным событием в обучении чтению.

Теперь родители, учителя и библиотекари работают вместе.
Всем это нравится, особенно детям.
Мы предложенный список книг для чтения вслух разослали для распространения среди родителей.”

В школьных округах штата Айдахо родителей просят вести ежедневную запись
прочитанных детям книг

Каждую неделю родительские квитанции возвращаются в школу.
Учителя знают, что читают дома,  какие книги предложить на следующую неделю.

Родители, которые читали своему ребёнку по 15 минут в день, пять дней в неделю в течение девяти недель, получают благодарственную грамоту.
Когда доктор Труби отправился в округ Минидока (население 16 000 человек), чтобы вручить награды, он встретился с родителями более чем 1000 детей.

“Некоторые взяли отгул, чтобы прийти. Другие пропустили свой обеденный перерыв, — сказал доктор Труби. — Но они были там, чтобы получить сертификаты, пока дети аплодировали.”

опросы показали: ребёнок, который постоянно разговаривал со взрослыми, которому постоянно читали, который научился говорить об этих историях и картинах, вырастает постоянным читателем

Время для начала находится в младенчестве.
Успокаивающий голос взрослого — пение, разговор, повторение строк -привлекает внимание ребёнка и заставляет его заинтересоваться вербальным общением.
Ребёнок, который слышал песни и стихи Матушки Гусыни, скоро ответит улыбкой и языком тела.

Одна мать рассказывает, как она подпирала книжку с картинками, чтобы развлечь своего трёхмесячного ребёнка.
К тому времени он уже мог распознавать различные картинки в своей любимой книге «Матушка Гусыня».

Через полгода эта маленькая девочка уже вставляла отдельные слова  в «Джеке и Джилл» и «Лондонском мосту», например, а потом целые фразы и стихи.

Такой вид участия приводит к раннему разговору целыми предложениями и вопросами

К тому времени, когда маленький ребёнок заговорит о картинах, поднимет вопросы о персонажах и событиях иллюстрированной книги,
он уже готов пересказать историю или адаптировать её к повседневной игре.

Многие плюшевые мишки стали зрителями для рассказывания историй опытного 3 ‐ летнего ребёнка.
Обладая такой способностью к устному общению, такой ребёнок обретает уверенность в себе в разворачивающемся удовольствии чтения.

На протяжении веков рассказывание историй и чтение вслух были основными способами развлечения и обучения детей

В первобытных обществах старший в семье передавал младшему наследие устной литературы.

Сейчас, в наш век телевидения, «Большая Птица», “Ангелы Чарли” и множество других держат миллионы молодых людей неподвижными и безмолвными перед телевизором.

Дети, у которых до поступления в первый класс было в среднем 5000 часов просмотра телевизора, приходят в школу неспособными говорить целыми предложениями и непривычными к участию в разговоре.
Они не знают, что чтение — это занятие, которое стоит развивать, потому что они не встречали книг или чтения дома.

При некотором планировании чтение вслух ребёнку может стать самым ярким моментом его дня.

Чтобы быть наиболее эффективным, это должно быть в одно и то же время каждый день.
Сразу после обеда, например, или перед сном

Установка должна быть удобной, где не будет никаких перерывов.
Это может означать выключение телевизора или закрытие двери,
чтобы обеспечить конфиденциальность и интимность, на которые реагируют дети.

Маленький ребёнок будет наслаждаться, сидя рядом со взрослым читателем, где он или она может видеть фотографии, переворачивать страницы и спрашивать о деталях.

Это один из лучших способов привлечь ребёнка к изучению картинок и разговору об истории, которую они рассказывают.

Задерживаясь над книгой, можно предположить разговор и о собственных переживаниях ребенка: когда он делал снежок, как Пётр в “снежном дне” или мечтал о монстрах, как в “там, где дикие твари”.

Иногда специальная книга может быть введена, чтобы вписаться в инцидент или настроение ребенка: “в середине ночи” для того, кто боится темноты, “давайте будем врагами”, когда была ссора.
Бле, или “Гарри грязный пёс”, когда баня стала непопулярной.

Дети любят выбирать книги для чтения вслух

Они могут возвращаться к одному и тому же так часто, что родители впадают в отчаяние.
И всё же уверенность в том, что те же самые «друзья — сказочники» и знакомые строки могут быть именно тем, что нужно ребёнку, чтобы стать преданным читателем.

Старшие дети, которые читают самостоятельно в школе, также реагируют на чтение вслух

Часто их интересы более зрелы, чем книги, которые они могут легко читать.
Например, шестиклассники в Эванстоне, штат Иллинойс, которые не могли самостоятельно справиться с “водным кораблём”,
цеплялись за каждое слово, когда им читали по нескольку глав каждый день.

Поиск нужной книги означает изучение списков текущих фаворитов, не полагаясь на ностальгические воспоминания с матерью и бабушками

Местный библиотекарь может предложить текущие первые варианты и одолжить книги.

Заимствование книг — прекрасный способ познакомиться с новыми названиями, но в любом возрасте дети должны иметь свои собственные книги.

Есть отличные списки, чтобы предложить покупки, которые могут дать ребёнку гордость за обладание книгами.

А как же обстоят дела в России?
Как воспитать читателя?

Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой.
Насилие здесь недопустимо.
Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей.
Любят ли в семье читать?
Есть ли в доме своя библиотека?
Часто ли ребёнок видит родителей с книгой?
Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном?
Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Как правило, читать любят дети читающих родителей

Ох уж эти современные дети!
Ещё говорить не научились, а порой и ходить, уже знают, как включить компьютер.
Какие кнопки нажать, чтобы открыть любимую игру.
А родители в восторге: «До чего же умный мой малыш, схватывает на лету!»
А почему же ребёнок не обращает внимания на книги?
Ведь каких их только сейчас нет: и с яркими картинками, и звуковые, и с тактильными элементами, и раскладушки, и книги — панорамы, и книги с 3D картинками и так далее.
Родители начинают беспокоиться, что же делать для того, чтобы воспитать читателя?
Как сделать так, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью? Какие книги выбирать для чтения?

Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности нашего общества

О снижении статуса литературы, о резком сокращении чтения в структуре свободного времени детей, о замещении книжной культуры визуальной многие знают не понаслышке.

Обратимся к статистике.

Социологи и психологи всего мира утверждают, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг.
По данным ЮНЕСКО, наша страна занимает 41-е место по интеллектуальному развитию молодёжи, тогда как в 50-е годы занимала 3-е место.

Известно, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность

Что, как и когда мы можем сделать для детей, чтобы  воспитать читателя?

Педагоги, социологи, педагоги, библиотекари, и не только нашей страны, отмечают: в последнее время школьники всех возрастов, как правило, в чтении серьёзной литературы  ограничиваются программными произведениями.

Читают же они в основном комиксы, детективы, любовные романы, в лучшем случае – научно — познавательные книги.

Истоки функциональной неграмотности, её причины определяются развитием личности ребёнка в раннем детстве.
Поэтому начинать будущего Читателя необходимо с младенчества, когда ребёнок ещё только слушатель.

Приобщение к художественной литературе развивает воображение, образное мышление, речь, а умения и навыки восприятия речевого сообщения, которые формируются при слушании, окажутся весьма полезными ребёнку в будущем, когда он научится читать.

Консультация для родителей: воспитываем будущего читателя

Если родители всерьёз обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребёнка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса.
Вот некоторые из них.

  1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении. (Сколько книг прочитано и за какой срок).
  6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
  7. В доме должна быть детская библиотечка.
    Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что — то прочитать об этом. Например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  8. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  9. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
  10. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  11. Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
  12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  13. Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  14. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  15. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов. Пусть дети читают всё что угодно!
  16. Детям лучше читать короткие рассказы и небольшие произведения. Тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  17. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Вы так же можете почитать: Как заинтересовать детей чтением?

Как воспитать читателя? Что по этому поводу скажете Вы?
Свой ответ пишите в комментариях.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *